СВЯТЫНИ УСВЯТСКОГО КРАЯ
Усвяты – на разных наречиях в веках: Усвят, Всвяч, Свяч, Усвет, Усвято, Uswiat, Oswiat, Usviata – одно из старейших поселений России. Его расцвет с древнейших времён определялся близостью к великому водному пути «Из Варяг в Греки», по которому шла вся торговля Прибалтики и Северо-Западной Руси с Византией и Востоком.
Точных сведений о времени основания Усвят нет. В летописях впервые упоминается удельный город Усвят под 1021 годом по следующему поводу: князь полоцкий Брячеслав, сын Изяслава (которому было дано в удел Полоцкое княжество), внук Владимира Святого и полоцкой княжны Рогнеды, хотел смелым подвигом утвердить свою независимость от Киева. В 1021 году он неожиданно взял Новгород, ограбил жителей и с множеством добычи и пленных возвращался в Полоцк. Великий князь киевский Ярослав встретил и разбил Брячеслава на берегах реки Судомы. После этого тот повинился и примирился со своим дядей, который его простил и, желая привязать к себе, увеличил городами Усвятом и Витебском («Всвячъ и Витебск»). Таким образом, из летописных сообщений следует, что эти города в те начальные века русской истории были в зависимости от великих князей киевских.
С тех пор Усвят разделял судьбу Полоцкого и Витебского княжеств. Город, стоявший на самой границе Литвы, не раз видел под своими стенами войска соперников и, конечно, не раз переходил из рук в руки.
Христианство утвердилось в Усвяте вскоре после принятия его Киевской Русью и, по мнению русского историка, краеведа и археолога Алексея Парфёновича Сапунова (1851—1924), «слово Божие пало здесь на благодатную почву: Усвятичи всегда оставались твердыми в вере Отеческой, в вере православной»[4].
* * *
Владелица Усвята Татьяна Борисовна Потёмкина, урождённая Голицына (1797—1869), по свидетельству современников, была очень гостеприимной. Пользующиеся её гостеприимством говорили и писали, что она ближнего любила как самоё себя, была очень ласкова и приветлива; всех, кто вздумает посетить её, принимала без лицеприятия с любовью христианской и с пользой для души своей; пересудов не терпела[6].
Пятнадцатого июля 1862 года ею был заложен в Усвятах новый храм, близ ветхого деревянного, но к строительству приступили только спустя 25 лет в 1887 году. Министерство внутренних дел ассигновало по смете 49.338 рублей, но, к сожалению, позже сумму урезали до 31.338 рублей, в связи с чем церковный совет обратился к прихожанам с просьбой о пожертвованиях. Приносили кто сколько мог – и серебряные рубли, и медные копейки. Всего было собрано более 5 тысяч рублей, которых хватило и на массивную кирпичную ограду с кованой решёткой вокруг кладбищенской территории. Прихожане на лошадях, на тачках, на носилках доставили к месту строительства почти 2 млн. кирпича,215 кубических саженей песку. Раствор готовили из извести, после многолетней выдержки её в ямах.
План и смету составлял и в дальнейшем руководил работами по сооружению храма архитектор Витебской губернии Александр Николаевич Клементьев (1852—1919), являвшийся в 1878–1890 годах ещё и епархиальным архитектором при Витебской духовной консистории[1].
Спасо-Преображенский храм, построенный в Русско-византийском стиле, увенчанный пятью шатровыми куполами, в малых из которых помещались звонницы, взметнул в небо все свои пять серебряных глав с золотыми крестами, которые были видны на несколько вёрст. Далеко окрест разносился колокольный звон, служивший путникам добрым знаком. Храм был трёхалтарным, трёхпрестольным. Средний, центральный престол был воздвигнут во имя Преображения Господня, правый – во имя Святого Иоанна Богослова, а левый – во имя Святого Димитрия Митрополита Ростовского. Массивная кирпичная ограда с кованой решёткой окружила церковный двор, засаженный могучими дубами, липами и каштанами. Неподалёку от входа встала каменная часовня.
* * *
Торжество освящения вновь построенного Спасо-Преображенского храма проходило 30 января 1890 года по старому стилю. Совершал его епископ Полоцкий и Витебский Антонин (в миру Иоанн Димитриевич Державин; 1831, Кондрыкино, Калужская губерния — 2 марта 1902, Псков). Прекрасно было торжество это!
«Накануне, в 6 часов вечера, раздался праздничный звон колоколов, – отмечал свидетель события А. П. Сапунов. – Новый храм осветился по-праздничному: весь он буквально был залит огнями; совершалось всенощное бдение. На литию и полиелей Владыка выходил в сослужении трёх протоиреев (отцов ключаря кафедрального собора, Василия Кудрявцева, Ипполита Короткевича и Василия Никифоровского), одиннадцати священников (отцов Павла Сивицкого, Стефана Кудрявцева, Виктора Забелина, Иоанна Блажевича, Владимира Блажевича, Иоанна Борисовича, Стефана Образского, Михаила Пясковского, Михаила Лепешинского, Александра Мицкевича и Симеона Гнедовского) протодиакона Берёзкина и четырёх диаконов. Архипастырь елеопомазывал всех находящихся в храме; число молящихся было так велико, что помазание освящённым елеем продолжалось более трёх часов» [3, с. 208-209].
В девять часов утра следующего дня епископ Антонин прибыл в новый храм. Довольно обширный храм не смог вместить и половины желающего присутствовать народа.
«По окончании литургии Его Преосвященство обратился к народу со словом. Владыка в трогательных выражениях благодарил прихожан за все их жертвы, все их труды по сооружению нового храма. Тёплое, задушевное слово любвеобильного Архипастыря обласкало Усвятчан. Затем Его Преосвященство благословлял народ и лично раздавал всем крестики и книжечки духовно-нравственного содержания»[3, с. 210-211].
Это продолжалось до пяти часов вечера.
* * *
Храм строился на века, столько бы он и стоял, но в ходе антирелигиозной компании двадцатых-тридцатых годов XX века перестал использоваться по прямому назначению. В мае 1930 года на Усвятской районной партийной конференции отмечалось как успех: «Закрыты две церкви и синагога, которые предназначены для культурных очагов». Возродиться храму уже было не суждено.
Во время Великой Отечественной войны храм Преображения Господня в Усвятах оказался хорошим ориентиром для немецких артиллеристов, которые методично обстреливали местечко, день ото дня увеличивая человеческие жертвы. Храм был взорван бойцами партизанского отряда подпольного райкома партии, действующим на территории района. Жители деревни Молитвино наблюдали, как далеко на горизонте упали купола, а потом немного позже донёсся звук взрыва. Немецкие обстрелы после этого не прекратились, но точность попаданий снизилась.
Уничтожили не только храм – памятник архитектуры и местную святыню, но нечто большее оборвалось в душе каждого, кто увидел на его месте обломки кирпича и штукатурки. Многие и сейчас вспоминают о нём с душевным трепетом и теплотой.
Какое-то время после Великой Отечественной войны в разрушенном остове церкви находилась электроподстанция. Окончательно она была разобрана местным населением в последующие годы на стройматериалы для кладки печей в частных домах и для реконструкции спиртового завода в деревне Удвяты, что находится в 9 км от Усвят; часть материалов пошла на ремонт бывшего помещичьего дома Родзянко, в котором после войны разместился детский дом.
До нашего времени дошли фрагменты строительных материалов и архитектурных элементов Усвятского храма. Так, кованая ограда со сбитыми на ней крестами до сих пор украшает балкон дома Родзянко, в нём же, в холле, на полу первого этажа можно увидеть сохранившийся фрагмент напольной мозаичной плитки. В парке имени В. И. Ленина используются части каменной лестницы, по которой местные жители когда-то поднимались в храм Преображения Господня. Один из лестничных проёмов можно увидеть и в частном доме, построенном после войны работником Усвятского промкомбината Загородным.
Усвятский историко-краеведческий музей сохранил отдельные предметы церковной утвари Усвятского храма[7].
* * *
Храм Преображения Господня был известен ещё и тем, что в нём хранился список Цесарской иконы Пресвятой Богородицы, называемой ещё Боровской иконой Божией Матери. Этой иконе приписывают целительную силу. Известна она с XII века, после явления в местечке Усвяты. Икона была обретена вблизи кладбищенской церкви, находившейся в местности Бор, почему и носит имя Боровской. Цесарской икону зовут потому, что она является древним списком с Цесарской иконы Божьей Матери, явившейся в 792 году, хранящейся в Московском Благовещенском соборе. По сообщению А. П. Сапунова (1890), Боровская икона писана на доске размером 20 × 14 вершков; живопись её – древнерусская. Вся икона была обложена серебристым окладом превосходной работы, а венцы на Пресвятой Богородице и Предвечном младенце были вызолочены и украшены ценными камнями, на ризе Богоматери была укреплена круглая золотая брошь, пожертвованная подполковницей Елизаветой Роткирх; в середине броши был помещён дорогой аметист, осыпанный крупными бриллиантами [5, с. 446-447].
Замечательные предания об этой иконе сообщает А. П. Сапунов. Они – свидетельства неиссякаемой благодати, исходящей от этой святыни. Мы приводим здесь их фрагмент по изданию 1890 года в современной орфографии и пунктуации с сохранением стилистических особенностей оригинала.
«Существует много преданий и рассказов о разных чудесных знамениях и исцелениях, явленных чудотворною иконою Цесарской Божией Матери; но так как предания эти передаются без точного указания времени и лиц, получивших исцеление, то мы упомянем только об одном из таких преданий.
В 1848 году, как рассказывают старожилы, у прихожан появилось желание обновить лик Богоматери на упомянутой иконе и с этою целью отдано было находившемуся в то время в Усвяте иконописцу Льву Ивановичу Иванову соответствующее приказание... “Несколько раз, – рассказывал названный иконописец, – принимался я за работу, но всякий раз, как только садился за мольберт, на котором поставлена была икона для обновления, тотчас засыпал глубоким сном, хотя, садясь, не чувствовал ни малейшей усталости. Изумлённый иконописец признал в этом явное чудо и отказался от предложенной ему выгодной работы. Святая икона и до сих пор остаётся в своём первоначальном виде...
Но кроме преданий, на страницы Церковной летописи занесено несколько случаев, совершившихся воочию всех современных прихожан и причта.
Так, в 1859 году, в начале мая месяца, появилась в местечке Усвяте и окрестностях его холера; с каждым днём эпидемия всё более и более усиливалась, и дошла к 27 мая до того, что десятки людей стали ежедневно заболевать и умирать. Совершенно упавшие духом жители местечка Усвята, не надеясь более на человеческую помощь, которая, в данном случае, оказывалась бессильною, по внушенью некоторых благочестивых людей, решились, наконец, обратиться за помощью к Небесной Царице как единственной и последней надежде на своё спасение. С этою целью 27 мая совершён был первый крестный ход с чудотворною иконой Цесарской Божией Матери вокруг всего местечка, – и что ж? Действие холеры видимо для всех в тот день стало слабее; 28 мая повторён был крестный ход и заболевших холерой в тот день вовсе не было; с этого же дня холера в Усвяте совершенно прекратилась, хотя в соседних приходах продолжала свирепствовать с большею ещё против прежнего силою.
Для увековечения памяти о таком чудесном избавлены от холеры прихожанами и причтом подано было в том же 1859 году прошение в Святейший Синод о разрешении ежегодно праздновать в честь Богородицы 29 день мая месяца и совершать в тот день крестный ход вокруг всего местечка. Святейший Синод в 1865 году разрешил желанное празднование, которое с тех пор и совершается ежегодно, при большом стечении народа» [5, с. 442-444].
До 1859 года икона помещалась в иконостасе кладбищенской церкви, а 29 мая того года была перенесена в сам Усвят, и поставлена в новой, построенной по проекту архитектора А. Н. Клементьева Спасо-Преображенской церкви у самого клироса.
Таким образом, икона всегда оставалась нетронутой, в своём первоначальном виде. Со временем лик на иконе стал пропадать, и с неё сделали список. В двадцатых-тридцатых годах XX века, когда Спасо-Преображенский храм перестал использоваться по назначению, лик с иконы практически исчез, и икона представляла собой две дубовые добротно сбитые доски. В таком виде её и вынесли из храма, бросили на пол в конюшню милиции.
Местная жительница Красовская стала во снах видеть икону и явственно слышала, как во сне необыкновенный голос просил о помощи и заступничестве. Женщина ночью со своею подругой выкрала икону из конюшни милиции и стала хранить её у себя дома. В маленькой хатке икона занимала пол стены. Местные православные жители тайком приходили к чудотворной иконе в дом, чтобы поклониться и попросить помощи и заступничества. Перед своей смертью прихожанка оставила икону сыну Александру Красовскому.
В 90-х годах ХХ века по инициативе местных жителей на пожертвованные средства и, благодаря активной помощи местной администрации и предпринимателей, было начато строительство нового Спасо-Преображенского храма. Первая служба в нём состоялась 5 ноября 1999 года, когда храм был освящён архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием (в миру Николай Афанасьевич Саввин; род. 15 мая 1939, село Стегаловка, Курская область).
Тогда прихожане вместе с настоятелем церкви отцом Сергием Матвеевым, зная, что икона находится у сына Красовской Александра, обратились к нему с просьбой передать икону в новый храм. На их просьбу последовал отказ.
Что делать? Поехали за советом к старцу Николаю Алексеевичу Гурьянову (24 мая 1909, село Чудские Заходы, Санкт-Петербургская губерния — 24 августа 2002, Остров имени Залита, Псковская область). Отец Николай сказал: «Снесите рушник, повесьте на икону и больше к нему не приставайте. Настанет время, он принесёт икону сам». Так и случилось в 2000 году. Икона вернулась в церковь и долгое время находилась в алтаре нового храма Преображения Господня.
Навещая в 2018 году храм Преображения Господня в посёлке Усвяты епископ Великолукский и Невельский Сергий (в миру Владимир Леонидович Булатников; род. 16 апреля 1950, Омск) предложил вынести икону из алтаря, чтобы люди молились ей и тогда лик, возможно, проявится. Так и было сделано. С тех пор каждый имеет возможность подойти к этому образу Божией Матери. На иконе местами начали проявляться краски.
Ежегодно 11 июня в Усвятском храме Преображения Господня проходит торжественное празднование с крестным ходом, с иконой Цесарской Боровской Богоматери, чтобы Она взяла всех жителей под свой покров и защищала от всех врагов – видимых и невидимых, от всех бед и напастей, чтобы оставался несокрушимым оплот Усвят.
В России находятся две иконы, именуемые Цесарскими. Одна из них пребывает в церкви посёлка Усвяты, другая Цесарская икона находится в Благовещенском Соборе Московского Кремля – самом известном Московском храме, основанном в конце XIV века.
При освящении икон священнослужители просят Бога влить в них дух чудотворения, и каждый иконный образ становится носителем благодати Божией. И древние, и современные иконы являются прибежищем молитв православного человека. Именно к ним в храме идёт молиться каждый из нас о благополучии, счастье, здоровье близких и родных. У иконы мы просим помощи в разрешении сложных ситуаций. Чудотворные иконы помогают нам преодолевать различные невзгоды. Но чудотворна и сама вера человека, искренность его молитвы. От нашей искренности, веры и молитвы зависит исполнение наших просьб. По вере нашей воздастся нам.
Населенные пункты относящиеся к Спасо-Преображенской церкви местечка Усвят
Деревни: Авсюхово, Антропово, Асмоловичи, Боброво, Бондарево, Бор, Борновалово, Водотопец, Волковские, Гагино, Гривы, Желнерския Нивы, Калбеки, Карпекино, Кивалы (Дрозды), Клинково, Козлово, Козодоево, Лобани, Лукашенки, Мелюхи, Молитвино, Мыший Бор, Новая, Паринки, Пахомовичи, Подчертково, Пристанки, Прудище, Сенюги, Сорокино, Струки, Тарасово, Терасы, Ужани, Чеснорье, Шершни, Щемиловка, Юрковы-Нивы.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Козловский И.Клементьев Александр Николаевич (2014) // Большая Саратовская Энциклопедия: Интернет-ресурс. – Саратов, 2010–2021. – Режим доступа (04.03.2021): http://saratovregion.ucoz.ru/people/science/klementiev.htm.
2. Никитенко Н. В. Усвяты: (историко-краеведческий очерк) / Николай Никитенко. – Псков, 2009. – 239 с.: ил., цв. ил., карт., портр.
3. Сапунов А. П. Освящение Спасо-Преображенской церкви в м. Усвяте / А. С. //Полоцкие епархиальные ведомости. – Витебск: Типо-Литография Г. А. Малкина, 1890. – 15 февраля. –№ 4. – С. 208-212.
4. Сапунов А. П. Усвят (местечко Витебской губ.) и святыня его / Сост. и изд. Алексей Сапунов. – Витебск: Типография Витебского Губернского Правления, 1889. – [2], 35 с., 1 л. ил.
5. Сапунов А. П. Чудотворная икона Цесарской Божией Матери / А. Сапунов // Полоцкие епархиальные ведомости. – Витебск: Типо-Литография Г. А. Малкина, 1890. – 15 мая. – № 10. – С. 442-447.
6.Усвяты (Псковская область): [Церкви Спаса Преображения (старая и новая)] // Народный каталог православной архитектуры: Описания и фотографии православных церквей, храмов, монастырей / Проект основан 10 мая 2002 года. – Информационный ресурс в сети Интернет. – Режим доступа (04.03.2021): https://sobory.ru/geo/locat/25083.
7. Татьяна Борисовна Потёмкина // Всемирная иллюстрация. –СПб.: Книгоиздательство Германа Гоппе, 1869. – 26 июля. – Т. 2. – № 31. – С. 69-71.
8. Усвятский историко-краеведческий музей: Статьи. – Информационный ресурс в сети Интернет. – Режим доступа (04.03.2021): http://usmuzei.ucoz.ru/publ/.
9. 3-й созыв Государственной Думы: портреты, биографии, автографы / Издание Н. Н. Ольшанского. – СПб.: тип. А. А. Гольдберг, 1910. – [64] с., [58] л. ил., портр.
10. http://pskov.74pro.club/#
Екатерина Геннадьевна Васина,
заведующая отделом по музейной работе
Муниципального учреждения культуры
«Усвятский районный центр культуры»
|