газета "Новая жизнь" №30 (7226) 17 апреля 1997 года
История родного края
Л е т о п и с ь д е р е в н и Ш е р ш н и
Пусть мне твердят,
Что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои края родные,
Свои родные милые места.
Ю. Антонов
По дороге Усвяты — Витебск в двенадцати километрах от райцентра, за мостом через речку Овсянка начинается деревня с довольно - таки странным названием - Шершни. Дело в том, что даже среди старожилов не встречается фамилия Шершнев. Бытует легенда, что якобы поселение появилось среди могучих боров, где, кроме всякого зверья, селились злющие насекомые — шершни, доставляющие людям много неприятностей. Других сведений о названии деревни, к сожалению, нет.
О том, что это древнее поселение, свидетельствуют находки местных жителей, а, также членов археологической экспедиции под руководством ученого Государственного Эрмитажа А. М. Микляева, которые проводили своеобразную разведку и при этом обнаружили предметы древней лепной керамики, кремневые орудия, кости животных. Другим подтверждением является древний погребальный памятник-курган, который находится на местном кладбище. По предположению ученых, этот курган являет собой место погребения богатого русича, когда еще бытовало трупосожжение.
Деревня расположена у самой границы с республикой Беларусь. На востоке, через мхи, уже находится территория Смоленской области. Речка Овсянка в конце деревни впадает в реку Усвячу, которая, в свою очередь, впадает в Западную Двину.
Земельные участки вокруг деревни расчищены трудом многих поколений, так как леса вплотную подходили к селению. Названия боров свидетельствуют о борьбе крестьян против крепостных порядков: в «Явном бору» крестьяне, бежавшие от крепостной неволи, собирались (являлись), чтобы потом нападать на господ, грабить их и убивать, а их в то время называли ворами и разбойниками, поэтому другой лес — «Вор-бор» - был местом их сосредоточения.
В лесах водилось много различной дичи и зверей, в борах и болотах было много ягод (черника, голубика, брусника, клюква и т. д.) в реке водилась разная рыба, поэтому население, кроме земледелия и скотоводства, занималось охотой и рыбной ловлей.
До революции лучшие земли принадлежали местному помещику Родзянко. Господские строения (дом, амбары, ток) располагались в урочище Кулаково где хозяйничал его управляющий Крапивин.
После революции землю распределили между крестьянами, многие вышли на хутора. По-прежнему имело место расслоение на бедняков и зажиточных, которое отчетливо выразилось в годы коллективизации.
Деревня Шершни входила в Усвятскую волость Велижского уезда Витебской губернии.
Первый колхоз был создан в 1929 году и объединял деревни Шершни и Кулаково Его председателем был Иванов Василий Иванович.
Еще до революции в Шершнях была открыта начальная школа, все обучение в которой велось приезжим священником, а в первые годы Советской власти здесь учительствовал Пелюхов Петр Сергеевич. В 1935 году была построена новая семилетняя школа (учителя Фурманов Тихон Михайлович и Фурманова Мария Михайловна).
Также до революции в деревне был частный магазин, принадлежащий Флебергу, который после был передан в распоряжение местного сельпо.
Процветали в деревне и различные ремесла. На всю округу славился кузнец Соколов Алексей Ефимович, который изготовлял даже замки, мог выковать и топор, и другой нужный в хозяйстве инструмент. Он же был отличным токарем по дереву, сам изготовлял столы, комоды, буфеты, самопрялки. Крестьяне вынуждены были сами для своего хозяйства изготовлять почти все необходимое: сани, телегу, соху, борону, грабли, а также обувь (лапти, чуни). Были специалисты по изготовлению валенок — это братья Титовы Иван и Петр, Крюков Григорий.
Позже в деревне функционировал сырзавод, а также кирпичный завод, который потом был передан в ведение района. Перед войной был открыт медпункт.
Сельский Совет из д. Чеснорье был переведен в Шершни и один из первых его председателей был Архипов Степан Архипович — участник трех революций.
Изба-читальня в деревне появилась в середине двадцатых годов. Заведовал ею один из активных комсомольцев Фурманов Иван Михайлович, который сумел объединить молодежь, расширить комсомольскую организацию. Первыми комсомольцами были братья Фурмановы — Иван Михайлович и Тихон Михайлович, Маслюков Иван Антонович, Генкин Иван Яковлевич, Титов Василий Иванович.
В избе-читальне, кроме книг и газет, имелся детекторный радиоприемник, позже патефон. Это было место, где, кроме молодежи, собирались и другие жители села, где можно было узнать новости, повеселиться, отдохнуть. Комсомольцами и молодежью организовывались и ставились спектакли.
ххх
Судьбы людские... Они были бы другие,
Если бы их не опалила война.
Мирный труд жителей был нарушен вторжением фашистских захватчиков. Мужчины ушли на фронт, вернулись немногие из них. Местность дважды переходила из рук в руки. С сентября 1942 года по октябрь 1943 года здесь проходила линия фронта. Население было вывезено в концлагеря, из-за голода и тифа многие безвременно ушли из жизни. Три дома в деревне были сожжены немцами, а все остальные дома и постройки — разобраны и увезены в лес на бункера. Поэтому вернувшиеся из неволи люди вынуждены были ютиться в землянках.
Все разрушенное и уничтоженное восстанавливалось тяжелейшим трудом. Это было дело рук в основном стариков, женщин и подростков, нынешних пенсионеров.
О минувшей войне свидетельствует братская могила, где погребены воины, погибшие во время освобождения этой местности, а также стелла возле правления ТОО «Родина», где помещены списки тех, кто ушел и не вернулся с войны.
ххх
Деревня Шершни являлась центром сборищ жителей окрестных деревень, особенно на престольный праздник Николин день и на Троицу. Широко праздновались масленица, Сороки, Радуница, Иван-Купала. Обряды проведения таких праздников, к сожалению, были полностью ликвидированы антирелигиозной пропагандой, но в нынешние времена они возвращаются к людям с былой торжественностью.
Благодарны судьбе люди, которые помнят время, когда бытовали еще народные обычаи, обряды, и, конечно, же, песни, частушки... Без них было, как без хлеба! И звучали они не только по праздникам.
Рассказывает 90-летняя пенсионерка Мазурова Елена Александровна:
«Собирались мы бывало, молодежь и пожилые, в какой-то избе на посиделки: пряли, вязали, вышивали — и все это, конечно же, с песней. Песни были и веселые, и печальные, и шуточные, и любовные, и хороводные, и величальные. Но я люблю лучше веселую песню или частушку».
Известно имя Мазуровой Е. А. не только у нас в районе. В 70-х годах ею была организована фольклорная группа, в которую, кроме нее входили Тимофеева М. С, Синцова Е. И., Фурманова Е. М., Базарова Т. Д. Они выезжали с концертами в Белоруссию (Островские, Лиозно), приглашались на конкурсные фестивали в г. Невель и В. Луки. Песни и частушки в исполнении Мазуровой Е. А. приезжали записать даже из радиокомитета г. Ленинграда.
Бывшее коренное население деревни — это Вартюховы, Соколовы, Титовы, Фурмановы, Ягуновы, но сейчас коренных жителей почти не осталось.
Составила библиотекарь Чеснорской библиотеки Быченкова А. М.
|