Усвятский
историко-краеведческий музей







Меню сайта
Категории раздела
Block title
Block content
Форма входа
Летопись деревень [9]
Алексей Парфёнович Сапунов [1]
наш земляк, написал книгу "Усвяты и святыня его"
история улиц п. Усвяты [5]
старинное название улиц, памятники расположенные на них
Прокуратура [1]
прокуроры Усвят
Усвяты XX век [1]
о событиях XX века
люди п. Усвяты [1]
О людях когда-либа проживающих в Усвятах
Главная » Статьи » История края » Летопись деревень

История родного края. Летопись деревни Шершни

газета "Новая жизнь"                            №30 (7226) 17 апреля 1997 года

 

История родного края

Л е т о п и с ь   д е р е в н и   Ш е р ш н и

Пусть  мне  твердят,

Что  есть  края  иные,

Что  в  мире  есть  иная  красота,

А  я  люблю  свои  края  родные,

Свои  родные  милые  места.

Ю.  Антонов

По дороге Усвяты — Ви­тебск в двенадцати километ­рах от райцентра, за мос­том через речку Овсянка начинается деревня с довольно - таки странным названием - Шершни. Дело в том, что даже среди старожилов не встречается фамилия Шершнев. Бытует легенда, что якобы поселение появилось среди могучих боров, где, кроме всякого зверья, сели­лись злющие насекомые — шершни, доставляющие лю­дям много неприятностей. Других сведений о названии деревни, к сожалению, нет.

О том, что это древнее поселение, свидетельствуют находки местных жителей, а, также членов археологической экспедиции под руко­водством ученого Государст­венного Эрмитажа А. М. Микляева, которые проводи­ли своеобразную разведку и при этом обнаружили предметы древней лепной кера­мики, кремневые орудия, кости животных. Другим под­тверждением является древ­ний погребальный памятник-курган, который находится на местном кладбище. По предположению ученых, этот курган являет собой место погребения богатого русича, когда еще бытовало трупосожжение.

Деревня расположена у самой границы с республи­кой Беларусь. На востоке, через мхи, уже находится территория Смоленской об­ласти. Речка Овсянка в кон­це деревни впадает в реку Усвячу, которая, в свою очередь, впадает в Западную Двину.

Земельные участки вок­руг деревни расчищены тру­дом многих поколений, так как леса вплотную подходили к селению. Названия бо­ров свидетельствуют о борь­бе крестьян против крепост­ных порядков: в «Явном бору» крестьяне, бежавшие от крепостной неволи, соби­рались (являлись), чтобы потом нападать на господ, грабить их и убивать, а их в то время называли вора­ми и разбойниками, поэтому другой лес — «Вор-бор» - был местом их сосредоточе­ния.

В лесах водилось много различной дичи и зверей, в борах и болотах было много ягод (черника, голубика, брусника, клюква и т. д.) в реке водилась разная ры­ба, поэтому население, кро­ме земледелия и скотовод­ства, занималось охотой и рыбной  ловлей.

До революции лучшие земли принадлежали местно­му помещику Родзянко. Гос­подские строения (дом, ам­бары, ток) располагались в урочище Кулаково где хо­зяйничал его управляющий Крапивин.

После революции землю распределили между крес­тьянами, многие вышли на хутора. По-прежнему имело место расслоение на бедня­ков и зажиточных, которое отчетливо выразилось в го­ды  коллективизации.

Деревня Шершни входила в Усвятскую волость Велижского уезда Витебской гу­бернии.

Первый колхоз был соз­дан в 1929 году и объеди­нял деревни Шершни и Ку­лаково Его председателем был Иванов Василий Ивано­вич.

Еще до революции в Шершнях была открыта началь­ная школа, все обучение в которой велось приезжим священником, а в первые годы Советской власти здесь учительствовал        Пелюхов Петр Сергеевич. В 1935 го­ду была построена новая се­милетняя школа (учителя Фурманов Тихон Михайло­вич и Фурманова Мария Михайловна).

Также до революции в деревне был частный мага­зин, принадлежащий Флебергу, который после был передан в распоряжение местного сельпо.

Процветали в деревне и различные ремесла. На всю округу славился кузнец Со­колов Алексей Ефимович, который изготовлял даже замки, мог выковать и то­пор, и другой нужный в хо­зяйстве инструмент. Он же был отличным токарем по де­реву, сам изготовлял столы, комоды, буфеты, самопрял­ки.   Крестьяне       вынуждены были сами для своего хозяй­ства изготовлять почти все необходимое: сани, телегу, соху, борону, грабли, а так­же обувь (лапти, чуни). Бы­ли специалисты по изготов­лению валенок — это братья Титовы Иван и Петр, Крю­ков Григорий.

Позже в деревне функцио­нировал сырзавод, а также кирпичный завод, который потом был передан в веде­ние района. Перед войной был открыт  медпункт.

Сельский Совет из д. Чеснорье был переведен в Ше­ршни и один из первых его председателей был Архипов Степан Архипович — участ­ник трех революций.

Изба-читальня в деревне появилась в середине двад­цатых годов. Заведовал ею один из активных комсомо­льцев Фурманов Иван Ми­хайлович, который сумел объединить молодежь, рас­ширить комсомольскую ор­ганизацию. Первыми комсо­мольцами были братья Фур­мановы — Иван Михайло­вич и Тихон Михайлович, Маслюков Иван Антонович, Генкин Иван Яковлевич, Ти­тов   Василий   Иванович.

В избе-читальне, кроме книг и газет, имелся детек­торный радиоприемник, поз­же патефон. Это было мес­то, где, кроме молодежи, собирались и другие жители села, где можно было узнать новости, повеселиться, отдохнуть. Комсомольцами и молодежью организовыва­лись и ставились спектакли.

ххх

Судьбы людские... Они были бы другие,

Если бы их не опалила война.

Мирный труд жителей был нарушен вторжением фашис­тских захватчиков. Мужчины ушли на фронт, вернулись немногие из них. Местность дважды переходила из рук в руки. С сентября  1942 года по октябрь  1943 года здесь проходила       линия    фронта. Население  было вывезено  в   концлагеря,    из-за  голода   и   тифа    многие      безвременно   ушли  из  жизни.     Три  дома в  деревне  были       сожжены   немцами,   а   все      остальные   дома и постройки     разоб­раны и  увезены      в лес на бункера.  Поэтому   вернувши­еся из неволи люди вынуж­дены  были    ютиться   в  зем­лянках.

Все разрушенное и унич­тоженное восстанавливалось тяжелейшим трудом. Это бы­ло дело       рук    в основном стариков, женщин и подро­стков, нынешних пенсионе­ров.

О минувшей   войне свиде­тельствует   братская   могила, где  погребены      воины,  по­гибшие   во   время    освобождения этой местности, а так­же стелла возле    правления ТОО «Родина», где помещены   списки   тех,   кто  ушел   и не вернулся с войны.

ххх

Деревня Шершни являлась центром сборищ жите­лей окрестных деревень, особенно на престольный праздник Николин день и на Троицу. Широко празднова­лись масленица, Сороки, Ра­дуница, Иван-Купала. Обря­ды проведения таких празд­ников, к сожалению, были полностью ликвидированы антирелигиозной пропаган­дой, но в нынешние време­на они возвращаются к  людям с былой торжественностью.

Благодарны судьбе люди, которые помнят время, ког­да  бытовали    еще  народные обычаи, обряды, и, конечно, же, песни, частушки... Без них было, как без хлеба! И звучали они не только по праздникам.

Рассказывает 90-летняя пенсионерка Мазурова Еле­на Александровна:

«Собирались мы бывало, молодежь и пожилые, в ка­кой-то избе на посиделки: пряли, вязали, вышивали — и все это, конечно же, с песней. Песни были и весе­лые, и печальные, и шуточ­ные, и любовные, и хоро­водные, и величальные. Но я люблю лучше веселую песню или частушку».

Известно имя Мазуровой Е. А. не только у нас в рай­оне. В 70-х годах ею была организована фольклорная группа, в которую, кроме нее входили Тимофеева М. С, Синцова Е. И., Фурманова Е. М., Базарова Т. Д. Они выезжали с концертами в Белоруссию (Островские, Лиозно), приглашались на конкурсные фестивали в г. Невель и В. Луки. Песни и частушки в исполнении Ма­зуровой Е. А. приезжали за­писать даже из радиокоми­тета  г.   Ленинграда.

Бывшее коренное населе­ние деревни — это Вартюховы, Соколовы, Титовы, Фурмановы, Ягуновы, но сейчас коренных жителей почти не осталось.

Составила библиотекарь Чеснорской библиотеки Быченкова А. М.

 

Категория: Летопись деревень | Добавил: музей (05.07.2012)
Просмотров: 2363 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
 
 

Усвятский историко-краеведческий музей. Адрес: инд. 182024 Псковская область, п. Усвяты, ул.Б. Наб...